Компенсация реактивной мощности

Электроэнергия поступает к потребителям в форме активной и реактивной мощности Активная электрическая мощность расходуется на выполнение полезной работы, в то время как реактивная используется на создание электромагнитного поля

Помимо этого реактивная составляющая мощности нагружает собой электрические линии, что вызывает необходимость увеличения сечения силовых кабелей и проводов, а это влияет на затраты предприятия по организации нормального электроснабжения

Основными потребителями реактивной энергии являются следующие электроустановки:

  • двигатели асинхронного типа;
  • индукционные печи;
  • силовые и сварочные трансформаторы;
  • линии электропередач;
  • другие электроустановки с принципом действия, основанным на создании электромагнитного поля
По экспертной оценке специалистов, приблизительно 60% всей потребляемой в мире реактивной электрической энергии расходуется на работу асинхронных электродвигателей, а около 25% потребляют трансформаторы

 

Для снижения значения и компенсации реактивной мощности на действующих электроустановках необходимо проводить:

  • оптимизацию технологического процесса со снижением энергоемкости потребителей реактивной нагрузки;
  • сокращение режима холостого хода сварочных трансформаторов, асинхронных электродвигателей и другого электрооборудования путем организационных и технических мероприятий;
  • вывод из работы недогруженного электрооборудования, если это не влияет на надежность электроснабжения;
  • установку преобразователей частоты на асинхронные электрические машины, если это допустимо по условиям технологического цикла их работы;
  • замену устаревшего асинхронного оборудования на новое синхронного типа;
  • улучшение качества ремонта электрических машин, тем самым повышая их коэффициент полезного действия
Данные мероприятия позволяют снизить потребление реактивной мощности в общей сумме на более чем на 10% В связи с этим основная роль в процессе уменьшения потребления возлагается на компенсирующие устройства К ним относят: синхронные электродвигатели, конденсаторные установки, компенсационные преобразователи На сегодняшний день преимущественно используются синхронные электрические машины и косинусные конденсаторы

 

Широкое применение конденсаторных установок в системах компенсации реактивной мощности обусловлено:

  • низкими удельными потерями активной мощности;
  • отсутствием трущихся и вращающихся деталей;
  • удобством и простотой монтажа;
  • невысокой стоимостью;
  • возможностью осуществления компенсации реактивной мощности в большом диапазоне значений;
  • бесшумной работой;
  • возможностью работы в автоматическом режимеВ отличие от синхронных компенсаторов, которые могут быть, как производителями, так и потребителями, конденсаторные батареи призваны исключительно компенсировать данный вид энергии

     

    Синхронные электрические машины являются довольно популярным способом компенсации реактивной мощности Синхронные двигатели повышают коэффициент соs j и тем самым снижают стоимость электроэнергии для потребителей Такой двигатель является генератором реактивной энергии, даже когда он работает в режиме холостого хода

    Основными отличиями синхронного двигателя и компенсатора реактивной мощности является облегченный ротор и вал, а также уменьшенный воздушный зазор между ними Однако главным недостатком синхронных компенсаторов является необходимость в источнике питания, по причине чего удельная потеря активной мощности при использовании данного метода значительно выше, чем у косинусных конденсаторных установок

    В связи со сложившейся тенденцией к увеличению стоимости реактивной электроэнергии большинство предприятий внедряют на своих энергохозяйствах системы компенсации данного показателя Это позволяет не только экономить финансовые средства, но и передавать по одним и тем же линиям большее количество активной электрической энергии

Интересные статьи