Компенсация реактивной мощности
Электроэнергия поступает к потребителям в форме активной и реактивной мощности Активная электрическая мощность расходуется на выполнение полезной работы, в то время как реактивная используется на создание электромагнитного поля
Помимо этого реактивная составляющая мощности нагружает собой электрические линии, что вызывает необходимость увеличения сечения силовых кабелей и проводов, а это влияет на затраты предприятия по организации нормального электроснабжения
Основными потребителями реактивной энергии являются следующие электроустановки:
- двигатели асинхронного типа;
- индукционные печи;
- силовые и сварочные трансформаторы;
- линии электропередач;
- другие электроустановки с принципом действия, основанным на создании электромагнитного поля
Для снижения значения и компенсации реактивной мощности на действующих электроустановках необходимо проводить:
- оптимизацию технологического процесса со снижением энергоемкости потребителей реактивной нагрузки;
- сокращение режима холостого хода сварочных трансформаторов, асинхронных электродвигателей и другого электрооборудования путем организационных и технических мероприятий;
- вывод из работы недогруженного электрооборудования, если это не влияет на надежность электроснабжения;
- установку преобразователей частоты на асинхронные электрические машины, если это допустимо по условиям технологического цикла их работы;
- замену устаревшего асинхронного оборудования на новое синхронного типа;
- улучшение качества ремонта электрических машин, тем самым повышая их коэффициент полезного действия
Широкое применение конденсаторных установок в системах компенсации реактивной мощности обусловлено:
- низкими удельными потерями активной мощности;
- отсутствием трущихся и вращающихся деталей;
- удобством и простотой монтажа;
- невысокой стоимостью;
- возможностью осуществления компенсации реактивной мощности в большом диапазоне значений;
- бесшумной работой;
- возможностью работы в автоматическом режимеВ отличие от синхронных компенсаторов, которые могут быть, как производителями, так и потребителями, конденсаторные батареи призваны исключительно компенсировать данный вид энергии
Синхронные электрические машины являются довольно популярным способом компенсации реактивной мощности Синхронные двигатели повышают коэффициент соs j и тем самым снижают стоимость электроэнергии для потребителей Такой двигатель является генератором реактивной энергии, даже когда он работает в режиме холостого хода
Основными отличиями синхронного двигателя и компенсатора реактивной мощности является облегченный ротор и вал, а также уменьшенный воздушный зазор между ними Однако главным недостатком синхронных компенсаторов является необходимость в источнике питания, по причине чего удельная потеря активной мощности при использовании данного метода значительно выше, чем у косинусных конденсаторных установок
В связи со сложившейся тенденцией к увеличению стоимости реактивной электроэнергии большинство предприятий внедряют на своих энергохозяйствах системы компенсации данного показателя Это позволяет не только экономить финансовые средства, но и передавать по одним и тем же линиям большее количество активной электрической энергии