Неисправности электродвигателя и способы его защиты

Неисправности электродвигателей: Электрические и механические проблемы

Неисправности электродвигателя могут быть как электрическими, так и механическими. Если проблемы связаны с электрической частью, то причина, как правило, кроется в обмотке. Популярные электрические неполадки двигателя:

  • замыкание между обмотками;
  • обрыв обмотки;
  • межвитковое замыкание;
  • замыкание обмотки на корпус.

Методы устранения электрических проблем

Многие из этих проблем можно решить с помощью перемотки электродвигателя.

Механические поломки электродвигателей

Механические неисправности электродвигателя обычно связаны с выходом из строя отдельных элементов его конструкции. Причинами механических поломок могут быть:

  • износ подшипников и возникновение сильного трения;
  • зацепление ротора со статором;
  • прокручивание ротора на валу;
  • повреждение крыльчатки обдува (в этом случае двигатель не перестанет работать, но будет перегреваться, что уменьшит его эксплуатационный срок);
  • повреждение корпуса (может происходить в результате неправильного монтажа, механического воздействия или превышения допустимых нагрузок).

Защита электродвигателей

Среди основных средств защиты электрических двигателей можно выделить:

  • тепловые реле;
  • мотор-автоматы;
  • термисторы;
  • термореле;
  • электронные реле защиты;
  • преобразователи частоты.

Мотор-автоматы и тепловые реле выявляют повышенный ток по фазам электродвигателя и отключают его при превышении допустимых параметров. Мотор-автомат может самостоятельно отключать двигатель, тогда как тепловое реле лишь размыкает питание цепи.

Электронные защитные реле используют микропроцессоры для мониторинга показателей напряжения в реальном времени, что позволяет автоматически отключать мотор или индицировать проблемы.

Термозащита

Термозащита представлена термореле и термисторами, которые являются последним рубежом защиты электродвигателя в случае, если не сработал тепловой защитник при перегрузке. Как только допустимая граница показателей превышается, защита срабатывает, и двигатель отключается.

Преобразователи частоты

Эти устройства имеют несколько видов защиты электродвигателя. Защита может сработать при превышении напряжения, момента и тока. Они также обеспечивают ограничение момента и тока, в результате чего применяется меньшее напряжение, подаваемое на двигатель, в случае перегрузки. Хотя двигатель не останавливается, оператор получает уведомление о возникновении проблем.

На входе преобразователя частоты необходимо установить автомат защиты, а на выходе — тепловое реле и термисторную защиту.